Навигация
— Почему стоит учить историю фотографии?- спросил я одногруппницу.
— Для развития,- ответила она.
— Но разве мне нужно знать Дагера, Ньепса, Грекова, чтобы уметь хорошо фотографировать?
— Нет. Но историю фотографии нужно знать, что быть культурным фотографом.
Приблизительно такой диалог у меня был насчет того, что же написать в эссе об истории фотографии. Я — человек прагматических взглядов, поэтому для меня недостаточна мотивация «знания ради знаний». Иначе нам следовало бы изучать на программе профессиональной переподготовке фотокорреспондента курсы молекулярной химии, квантовой механики, язык программирования python для ИИ и т.д. Зачем? Ну это полезно же для общего развития! Я могу однозначно и твердо сказать «нет». Можно провести аллегорию с весом: недостаток его также вреден, как и избыток. Для меня знания — это инструмент, который должен быть полезным в жизни.
С этой позиции я еще раз задал себе вопрос: почему стоит изучать историю фотографии? Я опущу первый пришедший в голову банальный ответ, что знания мне помогут сдать зачет по истории фотографии и таким образом продолжить обучение у маэстро фотографии практическим навыкам. Минутка сарказма. А теперь я приведу 5 аргументов в пользу изучения истории фотографии.
Во-первых, история как опыт выдающихся и успешных деятелей в фотографической и смежных сферах. Изучая фото проекты и технологии, мы развиваемся значительно быстрее, так как собираем «сливки» тернистого пути предыдущих поколений фотографов. Постижение профессиональной деятельности не может проходить изолированно. Она всегда протекает так или иначе в социуме и для общества. «Чтобы мы этим пользовались, кто-то должен был это изобрести»,- сказал Олег Александрович Бакулин. Действительно весь опыт 80 лет с начала истории фотографии до 20-х гг 20 века мы емко принимаем в 18 лекционных часах.
Во-вторых, готовясь снять собственный фото проект, мы можем изучить, как сделали аналогичные работы до нас. За многие годы существование фотографии было снято множество все возможных проектов, в том числе те, что можно взять в качестве референса. Так образцом для создания уличных документальных фотографий типов и видов, на мой взгляд, является съемка сооружений Бернд и Хилла Бехер. Она помогла бы мне сориентироваться при создании собственного проекта, если бы я знал о данных фотографов раньше.
В-третьих, знакомство с творчеством фотографов предшественников избавит нас от ложного «эвристического чувства» в собственных работах. Одна из важных ценностей фото проекта — это новизна. Она же влияет на стоимость продаваемых фотографий. Я не призываю быть не как все. Тем более уже давно все отснято. Скорее это про то, что, зная работы предшественников, мы можем оценить, что и как сделано и создать работу действительно с авторским взглядом.
В-четвертых, работы фотографов предшественников как раз могут стать фундаментом в создании собственного фото проекта. Спустя столетия можно продолжить серии фотографий Каррика, Полторацкой, Ермакова и других фотографов о народах России, чтобы отобразить их изменении с течением времени. Либо с той же целью сделать кадры с тех точек съемки видов городов, что делали Леренбург, Фэнтон, Бианки и других фотографов. Конечно, могут быть и другие цели и способы реализации, но это уже проблема авторского творческого подхода.
В-пятых, изучение приемов и методы старых мастеров фотографии дает возможность нестандартно подойти к реализации собственного фото проекта. Фотограмма, непрямой способ получения цветной фотографии, объектив-монокль и другие техники создают новый взгляд на привычные вещи. Это расширяет арсенал визуальных средств фотографа.
Подводя итог, можно сказать, изучение истории, в частности фотографии,- это знакомство с маэстро фотографии, прием богатейшего опыта выдающихся фотографов, поле для поисках идей собственных проектов, оценка новизны работы, формирование собственного авторского подхода.
“In photography there is a reality
so subtle that it becomes more real than reality.”