Навигация
Я был наслышан о сказочном острове в Индонезии – Бали. Но рай казался за тридевять земель – 10 000 км от Москвы. И вот осенью 2023 года у меня был очередной 14-дневный отпуск. Солнце почти перестало греть в столице, и я решил, что нужно продлить себе лето, и начал подготовку к путешествию на Бали.
Цитата дня: дальше лето только за деньги.
В первый раз отправляясь на Бали, я проработал разные варианты: раздельно приобрести авиабилет и забронировать отель или купить тур. Решил не щекотать себе нервы и выбрал тур на level.travel (проект принадлежит Яндексу, так что доверяем сайту). По цене практически также, как раздельно. Включено всё нужное: авиабилеты, отель, питание (завтрак) и мед полис, который оказался не без подвоха, но об этом позже. В итоге не прогадал: буквально за неделю отменили два рейса, поддержка оперативно уведомила меня и предложила альтернативу. Скриншот выбора тура на Бали на сайте level.travel
Теперь настало время подумать, что с собой взять. В Индонезию подруга посоветовала мне собрать туристическую аптечку:
Если вы любитель активного отдыха как и я, настоятельно рекомендую взять такой набор: я практически использовал всё перечисленное за время поездки. Обгорел, поцарапался, было расстройство стула.
Также дополнительно следует приобрести:
В моем номере не было сейфа, хотя на сайте отеля был заявлен. На форумах есть истории, что даже в хороших отелях на Бали подтаскивают деньги. Брать с собой на пляж ценные вещи – тоже такое себе. Моя подруга поделилась отличным лайфхаком путешественника: всё важное запирать на замок в чемодане. Для полного спокойствия я поставил IP камеру в номере. Если кто-то входил, мне приходило уведомление и я мог видеть, что происходит в комнате. Береженого бог бережет: у меня ничего не пропало.
Отдыхающим россиянам подложили свинку: расплатиться отечественными картами за границей нельзя c 2022. Поэтому я искал обменники в России. На Бали можно обменять евро, доллар, юань и даже рубль. Ехать с нашими деньгами – вариант не очень выгодный, курс в обменнике 120 рупий на октябрь 2023. Можно договорится на перевод на карту в чате обменнике (@balichatexchange или @balimoney) за 150 рупий. Я выбрал доллар по двум причинам: мировая валюта и цену иногда предлагают также в долларах. Купил американские деньги в Москве в Трансстройбанк. В банке адекватный курс, много точек и к тому же продавали юани, которые мне нужны были для Китая. Иногда для обмена доступны индонезийские рупии.
В другой стране полезно знать контакты экстрестренных служб и посольства РФ:
Полезные чаты о Бали в телеграм:
Из приложений для смартфона рекомендую установить сервисы такси, карты и переводчики. Я пользовался:
Китай закрытый в плане свободного доступа в интернет. Даже VPN сервисы – VPN Proxy Master, 1.1.1.1, VPNify и Secure VPN – не помогут обойти великий файрвол. Так Google и яндекс сервисы не работают, поэтому я рекомендую установить следующие альтернативные приложения и загрузить для них оффлайн ресурсы:
Добавлю, что Google карту Шанхая можно также скачать оффлайн, но имейте в виду, что она страдает актуальностью: так метро заметно расширилось, чего нет в приложении.
На заметку: мой канал путешествие на Бали, где я делюсь опытом о пересадке в Китае https://t.me/s/skazochoebali.
Одно из самых долгих моментов в перелете из Москвы в Китай – регистрация и контроль в Шереметьево. Поэтому приезжайте заранее, рекомендуется за 3,5 часа, чтобы сохранить свои нервы.
Отправляясь в Китай, я заранее проработал вопрос о том, что посетить. Составил маршрут и тайминг экскурсии по Шанхаю при ожидании пересадки с 8:40 до 23:55. Учитывая, что посадка на самолет заканчивается за 20 минут и нужно еще пройти контроль, на который заложил около 2 часов, я установил дедлайн возвращения в аэропорт в 21:00. Но в итоге на все про все – от выхода из дверей поезда до ворот посадки на рейс – у меня ушло 50 минут, так что свой самолет я ждал ещё 2 часа. Но как говорится, подождать лучше, чем опоздать на посадку.
Теперь расскажу, как выйти в город.
Пересадка у меня была в аэропорту Пудун Шанхай. Почти 15 часов. Упускать возможность посмотреть Китай не хотелось, поэтому я изучил, как выйти в город. Забегая вперед, скажу, что здесь нет ничего сложно, и времени занимает немного – минут 15-25. Все, что нужно: загранпаспорт со свободными страницами для штампа, код здоровья и авиабилет в третью страну.
Код здоровья заполняется на сайте https://htdecl.chinaport.gov.cn/ , он действителен всего 24 часа. С 2024 года данная процедура больше не требуется.
На заметку: в Китае номер российского телефона начинается не +7 или 8, а с 007, например справочная информация China Eastern тел.: 007-499-6786789.
Для выхода в город вместе со всеми пассажирами проходите контроль, где проверяют код здоровья, далее смотрите указатели “visa 24/144 hours”. В терминале 1 аэропорта Пудун перед турникетами направо и до стены, где есть таможенные квадратные бумажки. Там же проходите паспортный контроль, где вам вклеят транзитную визу. Могут попросить показать авиабилет. Пару минут и вуаля, бегом в город через таможенный коридор!
Лайфхак: для подключения к Wi-Fi аэропорта найдите киоск Wi-Fi, где отсканируйте загранпаспорт и получите данные для входа в интернет. СМС регистрация с российским номером не получится.
Полезный совет от пользователя Lisa R (публикация 06/06/23): “Кто выходит в город (очень рекомендую): нужно на месте будет заполнить таможенную бумажку. ВАЖНО: НЕ прямоугольная (все ее берут, она первая лежит, это для визы на несколько дней или недель). Вы проходите дальше, к стене, и там лежат КВАДРАТНЫЕ бумажки. Их заполняете, все просто и понятно. Окошки на таможне: у нас были самые правые, возможно они меняются, но ВАЖНО: на них написано 24/72 часа. Вам туда) Ставят транзитную визу.”
Рекомендую заранее обменять деньги на юани, так как путешественники жаловались, что обменники нужно будет еще поискать, да и сама процедура обмена времязатратная. Поэтому я менял рубли на юани в Москве в Трансстройбанк. Хочу сказать, один из самых адекватных обменников в столице.
Первая достопримечательность – поезда на магнитной подушке Могилев. Туда-обратно (round ticket) стоит 80¥. Поезд преодолевает по надземному пути за 8 минут со скоростью 300 км/ч. Далее я отправился в подземное метро. Можно купить карту Public Transportation Card за 20¥ и положить на счет деньги. Сумма как и остаток на счету возвратные при сдачи карты обратно в кассу. Либо можно купить проездной на 1 день. С моими поездками вариант оказался бы выгоднее.
Мой маршрут и тайминг экскурсии по Шанхаю:
Дополнительные достопримечательности, если останется время:
Теперь немного по подробнее о местах, которые я посетил.
Квартал Луцзяцзуй, где располагаются футуристические небоскребы, торговые центры и пешеходный мост над дорогой. Восточная жемчужина – шанхайская телебашня – впечатляет своим необычным строением, когда смотришь на нее вживую.
Посмотреть Луцзяцзуй можно с моста, который проходит над дорогой и соединяет несколько торговых центров.
От телебашни до Шанхайского небоскреба можно дойти за 15 минут. Билет на смотровую площадку стоит брать заранее, так как на входе большая очередь и, судя по информационной стеле, билеты быстро разбирают.
Сад Юй Юань находится на противоположном берегу и является поистине обязательным местом для посещения. Для покупки билета нужен паспорт. Вокруг сада торговый квартал в классическом китайском стиле. В одном из прилавках мне отказали продавать коктейль, так как не принимали наличные. Такая ситуация возникла только один раз за все время.
Шанхайская венеция находится в 20 минутах ходьбы от станции метро. Для прохода необходимо зарегистрироваться через Wechat и получить QR код. Людей на главном мосту настолько много, что охрана подгоняла всех через громкоговоритель. В домах располагаются магазины и кафе с видом на реку.
По итогу могу сказать, что приятное впечатление оставил поезд Могилев, квартал Луцзяцзуй с телебашней и небоскребами, сад Юй Юань.
Далее меня ждала Индонезия.
На заметку: мой канал путешествие на Бали, где я делюсь опытом о достопримечательностях, лайфхаках, жизненных ситуациях https://t.me/s/skazochoebali.
Ранее я не ездил в другие страны, где нужна была виза. Зная о бюрократических процедурах, я немного переживал насчет въезда. В Индонезии оказалось с туристической 30-дневной визой все очень просто: можно заказать через сайт e-VOA и по прилету тебе её вклеят либо, как сделал я, по прилету оплатить VOA. Про первый способ подробнее можно прочитать в статье или на официальном сайте миграционной службы Индонезии.
Получение визы по прилету у меня заняло в целом минут 30. Не переживайте, заблудиться не получится: из самолета все пассажиры проходят к кассе – здесь оплачивают визу. Стоимость – 500 000 рупий или приблизительно 35 долларов. У меня были только 100 долларовые купюры. Обменяли по курсу центробанка, на тот момент приблизительно 15150 рупий. Сдачу вернули 50 долларовой купюрой и остаток рупиями.
Лайфхак: пока ждете в очереди, подключитесь к бесплатному WI-FI и заполните электронную таможенную декларацию https://ecd.beacukai.go.id/ , если заранее не успели.
Далее пассажиры проходят паспортному контролю, где показывают чек за визу, загрампаспорт. Возможно попросят показать дополнительные документы, например бронь отеля или обратный билет. Я распечатал всё заранее: страховой полис, авиабилеты, ваучер на отель, копия загранпаспорта.
Лайфхак: сделайте копию загранпаспорта, её удобно брать с собой в кошельке, а оригинал храните в надежном месте.
Далее последний рубеж – таможенный коридор. Еще при пересадке в Китае стюардессы попросят заполнить электронную декларацию на официальном сайте https://ecd.beacukai.go.id/ . Да и в России без VPN ресурс не открывается. С декларацией тоже все просто, но есть два нюанса:
После чего сможете успешно пройти процедуру и получить QR код. Его показывают таможенному работнику.
В аэропорту цены на сим карты и обмен валюты не выгодны. А вот сувениры, забегая немного вперед, наоборот стоят дешевле, чем в местных лавочках.
Далее все как везде: к выходу с парковкой и остановками, где однако обслуживание монополизировали парочка таксопарков. Заказать Bluebird или Grab, в которых цена 2-3 раза ниже, прямо ко входу из аэропорта не получится. Придется пройти метров 100-150 к остановке или точке посадки. Имейте в виду, что вокруг аэропорта забор и проезд на территорию аэропорта стоит 10000 рупий.
Лайфхак: в здании аэропорта есть бесплатный WiFi, так что можно заказать такси, а далее пройти к месту посадки, чтобы воспользоваться более бюджетным такси и не покупать сим карту местного оператора по завышенной цене. Именно так я сделал.
Такси Bluebird используют современный автопарк марки Toyota. Так что поезда до отеля была комфортной несмотря на полдень. За время пребывания на Бали я пользовался двумя сервисами Bluebird или Grab. Первый имеет в наличии автомобили. Это удобно для поездок с крупным багажом. В остальных случая я использовал мототакси Grab. Так дешевле и значительно быстрее. Сервис один из самых популярных на Бали.
Кстати, по началу я путался в стоимости товаров и услуг из-за большого количества нулей. Продавцы и местные, бывало, называли цену без озвучивания трех последних нулей, например говорили сто, имея в виду 100 000. Второй момент А в магазинах и ресторанах можно встретить, что тысячные разделяют запятой, например 50,500, что значит 50500 рупий.
Для удобства я создал шаблон конвектора валюты, которые помогал мне ориентироваться в стоимости товаров. Ссылка на гугл таблицу Обмен валюты рубли на индонезийские рупии.
В таблице также можно на листе “Обмен” узнать, выгоднее ли купить индонезийские рупии в России или обменять на доллары на Бали.
Предложений по обмену валюты на Бали буквально на каждом углу, даже в некоторых магазинах вам могут предложить обменять доллар. От путешественников я слышал, как умелые ручки работников обсчитывали туристов. Поэтому выбрал на основе отзывов наиболее доверительные обменники: Central Kuta Padma 2 и возле касс супермаркета Foodmart Supermarket Beachwalk. Я придерживался следующих правил безопасности:
Так, например, при обмене 100 долларов вы получаете 15 купюр и несколько монет, а при обмене 500 долларов – 79 купюр!
Отель я выбрал в районе Куты Grand Sinar Indah Hotel в пешей доступности к береговой линии. Мой выбор района был обусловлен тем, что
Пляж Куты действительно отлично подходит для начинающих серфингистов, так как дно песчаное и пологое, волны средние, очень много инструкторов и точек аренды борда. Мой выбор остановился на Golden SURF and TOUR, ребята предложили хорошую скидку на индивидуальное обучение. По цене договорились в 3 раза дешевле, чем в русскоязычной школе, где мне предложили 850 000 рупий за занятие, подчеркиваю, в группе.
Я занимался 4 дня на пене (начальный уровень волн для серфингистов), и этого все еще было недостаточно, чтобы уверенно взять средние и большие волны. Инструктор сказал, что минимум нужно 5-7 занятий. И это действительно так, серфинг оказался сложнее, чем лыжи или сноуборд, на которых я начал кататься уже после 1 занятия, а через 3 дня уверенно спускался с гор. Поэтому рассчитывайте, что Вам нужно взять минимум 7 занятий прежде, чем начнете самостоятельно «оседлывать» волны.
В плане безопасности я хочу заметить, что не пренебрегайте защитой:
По сути главная опасность на райском берегу для серфингистов Куты являются большое количество начинающих, которые только учатся управлять бордом и в случае падения не контролируют, куда его несет волной. Помните об этом.
Из еды особенно могу посоветовать ми горенг, не откажите себе в удовольствии утолить жажду кокосом. В ресторанах обслуживание, такса и чаевые включаются в чек. Цены в меню указаны без них.
Продукты я покупал в местном магазине и в супермаркете GrandLucky Supermarket, он имеет большой ассортимент и приемлемые цены. Местный рассказал мне о нем.
Я взял оператора Telkomsel с интернетом на 25 ГБ. Обошлось в 200 000 рупий. За такую же цену в аэропорту предложили бы всего 8 ГБ. За 12 дней я потратил всего 10,3 ГБ. Покрытие хорошее, ловил везде где я был. Но! На пляже карты и социальные сети грузится очень медленно либо совсем не грузяться. Имейте это в виду.
Бали предлагает исключительные условия по вождению мотоциклов туристам в отличие от остальных островов Индонезии. Как мне рассказал постоялец на Бали, полиция не останавливает туристов, если водитель надел шлем и едет в общем потоке. Забегая вперед, скажу, что я проехал на байке южную, западную и центральную части Бали. Ни один полицейский меня не остановил. А надетый шлем уберег меня от травмы головы, когда я упал скупи на скорости.
Я взял в аренду scoopy в пункте проката Wahyu Office за 100 000 рупий/сутки. В других местах цена колебалась в районе 130 000-150 000 рупий.
Так как у меня не было прав категории А, меня попросили сдать мини экзамен: на открытом участке дороге попросили показать, насколько уверенно я вожу. Убедившись, что хорошо справляюсь с вождением байка, дали несколько советов про безопасность, и я отправился в свободное путешествие.
При возврате скупи мне пришлось компенсировать нанесенный ущерб 900 000 рупий. Дело в том, что на дороге обратно я упал с байка и поцарапал 4 детали. В официальном сервисном центре ремонт оценили около 680 тысяч рупий. Имейте в виду, что в Индонезии детали на мотоциклах не красят, а полностью заменяют. Владелец точки аренды сначала попросил на 200 000 рупий больше, но после показанных бланков из официального сервисного центра Astra Motor Teuku Umar согласился на на вышеупомянутые условия. Он также добавил, что стоимость ремонта Yamaha стоило бы значительно дешевле, так заменить полностью бок стоило бы 500 тысяч рупий.
Уместно теперь будет упомянуть о медицинской страховке. Я оформил ее в России. Когда я решил воспользоваться ею, мне сказали, что 50$ я должен компенсировать сам за каждый визит в поликлинику, сверх этого мне покроет полис. В договоре это сумма обозначено как франшиза. Но это бы не единственный сюрприз для меня. Партнерская медицинская сеть – Goa Clinic Healthcare – оказывала медпомощь в RSU Bhakti Rahayu Denpasar – практически в часе езды от берега Куты. Добраться я должен был самостоятельно.
Помните, на Бали климат влажный, поэтому раны практически не заживают, и к тому же к ним так и тянет мошкару. Поэтому обязательно обработайте места повреждения. В местной аптеке я купил Bepanthen Baby – аналог пентанола.
В тот же день под вечер я решил посетить пляж с черным песком Pantai Pasut. Достопримечательность действительно стоит того, чтобы ее увидеть. Немного пройдя по пляжу я наткнулся на парк виллы Coconut park с высокими качелями. Это было отличным завершением вечера. Однако стоит учесть, что по берегу ездят на джипах, и как во всех туристических местах будут балийцы, которые берут за парковку и вход деньги.
Следующее место в моем листе достопримечательностей был водопад Gembleng Waterfall. Плата за вход является пожертвованием любой суммы. И, пожалуй, это оправдано – местные сделали лестницу до самого верха. Прелесть водопада в том, что есть водные чаши (мини бассейны). Посередине водопада много туристов и очередь на съемку, на верху – практически никого нет.
По пути на восток Бали я заехал на смотровую площадку с видом на гору и рисовые поля View to mountain. Пейзаж умиротворяющий и оправдывает того, чтобы потратить 20 минут своего времени. Так можно сказать и про дорогу. На Бали путь до пункта назначения может даже принести больше удовольствия, чем сама достопримечательность.
Добравшись до храма Temple Of Penataran Agung Lempuyang, я столкнулся с тем, что нельзя подъехать к нему. Можно оставить байк на парковке, а далее либо пройти 2 км пешком либо воспользоваться местным туристическим автобусом. В инфоцентре сразу сказали, что ожидание в очереди на съемку на фоне ворот с видом на вулкан займет порядка 2 часов. Я решил пропустить эту достопримечательности и отправится далее, время близилось к вечеру.
Водный дворец Тирта Гангга Tirta Gangga – место не больше, но в нем приятно просто побродить и полюбоваться архитектурой, ритуальной площадкой, статуями, фонтанами и природой, пройтись по выступающим из воды ступеням.
Утром вместе с инструктором Артемом я отправился на дайвинг к затонувшему кораблю Boga Wreck на восточном берегу Бали. Пожалуй, это было одно из лучших вложений во впечатления 100 долларов. Само место наполнено разнообразными морскими обитателями, затонувшее судно можно было проплыть вдоль и поперек, а инструктор был добр, спокоен и не ограничивал исследование подводного мира. Я и ранее погружался, но настоящее удовольствие от дайвинга получил только здесь.
Достопримечательность, которую я обязательно хотел посетить, был спящий вулкан Гунунг-Батур Mt Batur. Дорога к нему была от восточной берега весьма непростой: сначала шла довольно круто вверх, на некоторых участках мне казалось, что мой скупи вот-вот встанет и покатиться обратно. И тут мне более чем стала ясна рекомендация брать мотоциклы крупные, чтобы прежде всего тянули в гору. Затем дорога круто шла вниз, да так, что я не на шутку забеспокоился о перегреве тормозной системы.
При подъезде на поворот на Гунунг-Батур ко мне подъехал местный и сказал, что может стать моим гидом за 400 000 рупий для подъема на гору. А без гида, мол, нельзя. Я был удивлен, так как ничего не слышал о подобном. На рядом на парковке мне сказали тоже, что нужен гид. В лавке рядом узнал, что можно купить билет за 100 000 рупий до храма, который находится у подножья. Такой вариант для меня был приемлемым.
Позже я узнал, что вулкан Гунунг-Батур является священным местом, хотя и довольно популярным: немало экскурсий разное время суток можно найти в тематических сообществах. Подъем довольно крутой и тяжелый, так как тропы проходят через крупные булыжники и мелкие камни, а местами просто осыпающаяся земля.
Но открывающийся пейзаж полностью оправдывает потраченных сил, одышку от подъема и ручьи пота, текущие по лицу. Тропы на самом пике горы Нугунг-Батур напоминают дорогу, уходящую в небеса.
“In photography there is a reality
so subtle that it becomes more real than reality.”