Навигация
Время прочтения статьи: 7,5 мин
Фотосессия длиться час-два или значительно реже дольше. Однако, как правило, фотограф пишет, что предоставит обработанные фотографии лишь спустя несколько дней. Как правило, это время ожидания составляет от одной до двух или даже трех недель. Зная творческую натуру фотографа, опытная модель всегда спрашивает о том, когда будут готовы фотографии. В это статье я расскажу как фотограф, почему столь длительный по времени процесс обработки кадров с портретами.
Условно можно выделить три уровня обработки фотографии: базовая коррекция, ретушь и стилизация. Конечно, в жизни фотограф не будет предлагать их как отдельные услуги к съемке. Пожалуй, за исключением профессиональной ретуши. Но об этом вы узнаете ниже. А так, если обработка снимков включена в услуги фотосессии, то на всех трех уровнях будет произведена коррекция.
В базовую коррекцию входит настраивание экспозиции, баланса белого, контрастности, резкости, насыщенности и кадрирования снимка. В арсенале программ для обработки фотографий есть несколько инструментов для воздействия по каждому вышеперечисленному параметру. И хотя технологии не стоят на месте, все же фотографу приходится самому регулировать их значение в ручную. Для облегчения процесса возможно применить пресет/стиль (набор предустановки параметров). Однако даже после него необходимо корректировать каждый снимок отдельно.
Для начинающих фотографов и только интересующихся фотографий поясню, на что влияет визуально каждый параметр.
Экспозиция является яркостью фотографии. Недоэкспонированный снимок можно сравнить с ночной улицей стоящими фонарями где-то в дали. Переэкспонированный кадр, наоборот, чрезмерно светлый. Тут можно сравнить с выходом из темной дома на солнечную улицу. Первое время даже будет “резать глаза”.
Баланс белого — это самая большая проблема цветовой фотографии. Наше зрение отлично адаптируется в разных условиях освещения к распознаванию белого цвета. В можете сами в этом убедиться, основываясь на личном опыте. Так про обычный лист бумаги при лампе накаливания и на солнце вы скажете, что он белый. Камера видит цвета как есть, поэтому без настройки баланса белого он покажет оранжевый, белый либо голубой лист бумаги.
В сложных ситуация освещения, например при комбинированном свете, фотограф может ориентироваться на скинтон (от англ. skin tone — телесный оттенок). Дело в том, что на фотографии, на которых будут изображены люди, прежде всего зритель будет обращать внимание на цвет кожи. И если он будет синюшный, красноватый, зеленоватый или других оттенков, это будет заметно и восприниматься как неточность.
Контраст очевидный параметр для фотографа. Им пользуешься, знаешь его влияние на снимок. Но объяснить простыми словами, что такое контрастность, довольно не просто. Но попробую. Нам нравится видеть объем на фотографии. Он создается при помощи фокуса, перспективы и проработанного светотеневого рисунка. Тоновая шкала является важной и, порой, решающей для восприятия объема. За разницу тона отвечает контрастность. При низких значениях контраста фотография будет казаться плоской, при высоких — “выгоревшей”.
В фоторедактора, например Capture One Pro, контрастность регулируется с помощью таких инструментов, как контраст, кривая и уровни.
Насыщенность — это сочность цвета. Как правило, этот параметр поднимают на 10-20 пунктов. В отдельных случаях насыщенность цвета могут наоборот уменьшить. Это уже зависит от художественной задумки фотографа.
Коррекция резкости фактически всегда производится в сторону увеличения. Нам приятно воспринимать главные фигуры на фотографии отчетливо отделенные от фона. По сути, резкость- это макро контраст на контуре объекта, за счет чего создается более отчетливое визуальное разделение.
В коррекцию композиции в фотографии входит выравнивание линии горизонта и кадрирование в соответствие правилу третей, золотого сечения и т.д. С опытом фотографу все меньше на обработке необходимо править этот аспект кадра.
Далее разберем второй уровень обработки — ретушь фотографии.
В широком смысле ретушь — устранение мелких недостатков на фотографии. Исправление дефектов может быть простым, продвинутым и профессиональным.
Фотограф Степанов А. Ретушь женского портрета до/после
В первом случае фотограф-ретушер использует инструмент штамп или удаление пятна, чтобы убрать, скажем, прыщ на коже или ворсинку на ткани. Пожалуй, это единственный ретушь, которую фотограф может сделать для большого (более 20) объема фотографий.
Более высокий уровень обработки портрета — это ретушь всего лица. При этом используется техника “цветовой контраст” и “частотное разложение”. Это уже не один инструмент, а их совокупность, причем применяются они в определенной последовательности. Обработка достаточно ресурсозатратная в плане времени и компьютерной мощности. Поэтому данная ретушь применяется только к отобранным фотографиям.
Фотограф Степанов А. Ретушь по технике цветовой контраст рабочий слой и исходный снимок
Самый высокий и трудоемкий уровень обработки — журнальная/глянцевая ретушь с применением dodge & burn. Используется для рекламных фотографий. При данной ретуши фотограф-ретушер исправляет фактически каждую пору на коже и корректирует и усиливает светотеневой рисунок лица. Как вы понимаете, это — длительный процесс.
И, наконец, уровень стилизации. Сюда можно отнести цветокоррекцию и собственно художественный стиль. Поясню.
В цветной фотографии фотограф особое внимание уделяет гармонизации цветов. Поэтому для съемки тщательно подбирается помещение, одежда, аксессуары и т.д. Но не всегда возможно учесть все. Да и сама техника вносит свои погрешности цветопередачи. Поэтому в фоторедакторе цвета приглушают, усиливают или меняют тон. Что и куда будет корректироваться зависит от выбранной цветовой гармонии.
В фотографии существует определенные художественные стили. Мне особенно нравится Fine Art за визуальную естественную гармонию. Следует иметь в виду, что стиль — это не только обработка (хотя она безусловно очень важна). Главное здесь — правильно фотографировать в нужных условиях. Так для Fine Art характерно при съемки светлое помещение, простая и неяркая одежда, нюдовый макияж, рассеянный свет.
Обработка фотографии — трудоемкий процесс. Он может занимать достаточно много времени. Так на каждый час фотосъемки приходит до 5 часов обработки. Причем фотографу необходимо делать перерывы. С одной стороны, это связано с внимательностью и продуктивностью. С другой — при длительной работе за компьютером наше зрение “привыкает” к цветам, и неправильный оттенок или баланс белого может восприниматься нормальным.
“In photography there is a reality
so subtle that it becomes more real than reality.”